murano

Филипп Старк

  Дизайнер, архитектор, 61 год, Франция

filipp_im1_400_02  

… Я абсолютно ничего не знаю об искусстве.

… Я спроектировал огромное количество вещей, не имея при этом ни малейшего  интереса к самим вещам. Возможно, годы, что я потратил, занимаясь дизайном, были нужны мне для того, чтобы я, в конце концов, понял –по большому счету нам ничего не нужно. У нас и так всего слишком много.

… В структуре нашего общества дизайн вообще лишен смысла. Профессии, которые еще имеют какой-то смысл, – астроном или биолог. Дизайн – это ничто.                                                                                                                        

… Элитарность вульгарна. Подлинная красота заключена в тиражировании.

… Дизайнер будущего – это персональный тренер и личный диетолог. Вот и все.

… Я был производителем материи. И теперь стыжусь этого. В будущем я буду производить концепции. Это будет более полезным занятием.

… Я делал вещи, потому что другие их не делали.

… Существуют разные дизайнеры. Культурный дизайнер, который сделает все таким красивым… Боже, это так красиво! Все эти цвета – это так красиво! Мне наплевать. Мне наплевать на красоту, потому что это что-то субъективное: нравится - не нравится, бренды, мода, потребление… Далее идут «мастурбирующие» дизайнеры, которые работают для самих себя, чтобы показать, как они хороши и вызвать зависть других дизайнеров. Ну, и есть люди как я, которым стыдно заниматься дизайном. Мы говорим: хорошо, мы занимаемся этим делом, но можем мы хотя бы заложить в него какой-нибудь подтекст? Как мне использовать всю эту энергию и все эти деньги, могу ли я сделать из этого места орудие, чтобы передать людям какую-либо идею, разбудить их? Эти люди скажут: я не хочу быть зрителем, я хочу быть актером!

… Я лишь произвожу на свет сюрприз. Т.е. я делаю вещь или место, куда вы приходите, мычите, а потом дома у вас появляется идея. Мне нравится, когда человек возвращается откуда-нибудь и не может описать это место, но после него ему хочется изменить свою жизнь. Вот это – моя цель. Все, что я делаю, я делаю для того, чтобы у вас в мозгу возникла вспышка.

Все предметы, дизайном которых я занимался, абсолютно бесполезны.

… У человека есть одно преимущество перед животными – благодаря своему интеллекту он сумел создать цивилизацию. Поэтому никто из людей не имеет права уклоняться от работы по развитию своего интеллекта.

… Завтра я вернусь на свой маленький остров, где я живу в домике величиной с эту комнату, где есть кровать, камин, стол и кухня и нет ни электричества, ни водопровода, ни газа. Я живу там с моей женой и двумя детьми. Правда, надо признаться, в двух километрах оттуда у меня стоит самолет.

… Я - дизайнер рождественских подарков. Я создаю мелочи: крючки, бутылочки, зубные щетки, всякую ерунду.

… Мы все знаем, что происходим из кристалла грязи - мы ближе к материальным вещам, чем друг к другу. Из грязи мы стали бактерией, потом рыбой, лягушкой, обезьяной, потом - сверх-обезьяной. От крупицы праха до супер-обезьяны - это великолепное путешествие.

… Моя самая главная и несбыточная жизненная мечта - быть красивой женщиной. Однако моя фигура далеко не идеальна, сами видите.

… Если вы хорошо работаете сегодня, то вы уже в будущем.

… Практически все вещи в нашем мире сделаны мужчинами и для мужчин - это ужасно, это мачизм.

… Если мы видим предмет, созданный только ради того, чтобы производить впечатление - "это дорого, моему соседу это не по карману, значит я лучше, и я его презираю" - это пошло и уродливо, это все равно что сказать "у меня член больше". А только на это и годится скоростной автомобиль в городе, где нельзя развить скорость больше 40 км в час.

… То, что делаю я, это скорее фрейдизм. У меня есть, например, страшно неудобная соковыжималка для цитрусовых для Alessi. Она предназначена для того, чтобы "говорить о чем-то другом" - в большей степени, чем для того, чтобы "выжимать сок из цитрусовых". А выжимать сок ею интереснее, чем действительно удобной электрической. Надо понимать, что очевидная функция вещей не всегда есть их истинное предназначение.

… Могу вам сказать, что намного сложнее придумать стул, чем придумать город.

… Представим себе циферблат некоторых часов, изображающих человеческий интеллект. Если их стрелка показывает вертикально вниз, на 6 часов, перед нами человек, в принципе лишенный мозгов. Если чуть-чуть выше, на 4 часа - туповатый, но проявляющий работу интеллекта. Если стрелка горизонтальна, стоит на 3 часах, - мы вошли в поле интеллекта. Отсюда до 12 мы имеем дело с людьми, которые привносят нечто полезное в цивилизацию, с людьми того самого широкого видения. Близок к 12 часам гений типа Эйнштейна. Но вертикально вверх, на 12, на самом деле смотрят только мистики, которые уже ничего не делают. Если, продолжая двигаться против часовой стрелки, это интеллектуальное время заваливается назад, перед нами консерватор. Если же его точка зрения приближается к "вертикально вниз" с другой стороны, это уже шизофрения. Никто не обязан быть гением, но иметь видение - в рамках своей личности -должен каждый. Вот и все.

filipp_im2_400_01

MURANO:
MURANO: