murano

Виды стекла

Прозрачное бесцветное стекло “cristallo”. Было изобретено во второй половине XV века. В названии подчеркнута бесцветность и прозрачность стекла по сравнению с ранее изготовлявшимся стеклом зеленоватого оттенка или цветным стеклом. И действительно, по этим качествам оно не уступает хрусталю, несмотря на то, что в отличие от хрусталя, не имеет в своем составе свинца.

Цветное стекло. Для его изготовления используются, в основном, окиси цветных металлов. Окись железа окрашивает стеклянную массу в зеленый цвет, окись меди дает зеленый или красный тон, при помощи кобальта получается синее стекло, примесь золота дает рубиновое стекло и т.д. Первые сосуды из цветного стекла появились во второй половине XV века. Тогда почти все они были расписаны эмалевыми красками.


Инкальмо. Под этим термином понимают технику соединения стеклянных масс различных цветов. «Цвета» не смешиваются в изделии, а имеют достаточно четкие границы, что позволяет создавать требуемый цветовой дизайн предмета. Обычно данная техника применяется в крупных изделиях: вазах, тарелках, скульптуре. Инкальмо незаменимо при создании сложных авторских произведений.

Молочное стекло “latticinio” или “lattimo” – непрозрачное белое стекло молочного оттенка. Его получают путем добавления в стеклянную массу окиси олова. Сосуды XVI века, выполненные из окрашенного в массе молочного стекла и расписанные эмалевыми красками и золотом, были, по-видимому, первыми в Европе попытками подражать фарфору. Сегодня этот «поддельный фарфор» представляет собой величайшую редкость и оценивается чрезвычайно дорого.


Позолоченное стекло и роспись. Начало росписи стекла эмалью связывается с именем знаменитого мастера и выдающегося химика Анджело Баровьеро. Изначально эмалью расписывались сосуды из цветного прозрачного стекла, позже росписью стали покрывать и стекло молочного цвета. Венецианские сосуды раннего периода отличаются необыкновенно богатой росписью: изображались триумфальные шествия, свадебные процессии, сцены мифологического содержания, эротические сюжеты. Часто стекло украшали золотыми чешуевидными узорами и рельефными точками, исполненными разноцветной эмалью.

Халцедоновым стеклом принято называть стекло, состоящее из различно расположенных и различно окрашенных слоев, составляющих узоры, подобные камню халцедону. «Calcedonio» представляет собой большое разнообразие окраски и узора. Как известно, в минералогии халцедон составляет одну группу с агатом и яшмой. Поэтому в старых итальянских трактатах можно встретить также наименования «яшмового» и «агатового» стекла.

Авантюриновое стекло – особый род стекла, изобретенный муранскими мастерами в начале XVII века. На отшлифованной поверхности и в толще стекла можно увидеть бесчисленное множество блестящих точек, производящих особенный световой эффект. Эти мерцающие точки в желтовато-коричневом или кобальтовом стекле получаются путем прибавления к стеклянной массе меди, которая при остывании стекла кристаллизуется. Сходство с эффектом, характерным для камня авантюрина и дало имя этому виду стекла. Изобретение авантюринового стекла приписывается династиии Миотти, долгие годы хранившей тайну его изготовления.

Мозаичное стекло. Это многофункциональный термин, используемый для описания любого мозаичного стекла, которое было сделано слоями и вытянуто так, как будто имеет рисунок в поперечном разрезе. В основном, этот термин используется для обозначения всего мозаичного стекла с узором в поперечном сечении. В особой форме делается «заготовка» - что-то типа раскаленного стеклянного рулета. Его слои могут быть любой заданной конфигурации и цветов. Затем двое мастеров, каждый со своей стороны, специальными щипцами растягивают этот «рулет» до нужного диаметра. Получается длинный цилиндрический прут, поперечный разрез которого имеет рисунок звездочки, розетки, цветка или какой-либо другой фигуры, как правило - симметричной. Когда прут остывает, его можно резать на маленькие диски нужной толщины. Далее эти диски, называемые «мурринами», могут использоваться для изготовления многих изделий: от миниатюрных кулончиков - до напольных ваз и большой скульптуры. Мозаичное стекло получило красивое название «миллефиоре», что в переводе с итальянского означает «тысяча цветков». Действительно, изделия, выполненные из мозаичного стекла, представляют собой пестрое поле, сотканное из маленьких повторяющихся многоцветных фигур.


Некоторые муранские изделия украшены узором, получившим название «кракелаж». Узор получается следующим образом: почти готовый выдуваемый предмет, внутри которого сохраняется высокая температура, опускается в холодную воду. Вследствие этого внешний слой стекла покрывается бесчисленными трещинами, которые, однако, не проникают в толщу стекла. Трещины остаются на поверхности стекла, украшая его своеобразным узором.


Техника изготовления ваз в технике «пулегозо» основана на эффекте образования пузырьков воздуха внутри стекла, которые образуются при погружении раскаленного стекла в воду и немедленного возвращения его в печь для придания плотности веществу. Владение этой техникой позволяет создавать потрясающие по красоте вещи, выполняемые обычно из стекла «cristallo».

Филигрань представляет собой тончайшие стеклянные нити, которые вводятся в массу прозрачного бесцветного или цветного стекла. Нити эти, обыкновенно спирально скрученные, образуют разнообразные сплетения. В процессе эти нити укладывают в металлическую форму вдоль стенок. Затем в эту форму вдувают комок прозрачного стекла, полоски пристают к нему. Комок окунают еще раз в жидкое стекло и уже после этого выдувают из него кувшин или бокал, внутри стенок которого оказывается сетка из стеклянных нитей. Как правило, в каждую клеточку помещается воздушная капля. Судя по сохранившимся образцам, время изобретения филигранного стекла совпадает с утверждением ренессансных форм в венецианском стеклоделии. В современном стекле техника филиграни достаточно широко используется опытными мастерами для создания разнообразных предметов классического и авангардного дизайна.

MURANO:
MURANO: