murano

Что такое стекло МУРАНО

История стекла Мурано совсем не похожа на сказку об интересном национальном промысле. Скорее это полная страстей драма, замешанная на единоборстве творческих самолюбий, на стремлении венецианцев, во что бы то ни стало добиться монополии в европейском стеклоделии.

С начала XIII в. стеклодувная промышленность Венеции развивалась чрезвычайно быстро. Торговцы завезли из Константинополя образцы восточного стекла, завладев тайнами ремесла, и уже вскоре венецианские стеклоделы не знали соперников ни в самой Италии, ни в Европе.

Власти города тщательно следили, чтобы секреты мастерства не проникли за пределы Венеции. Были изданы декреты, согласно которым запрещался вывоз из страны «сырых» материалов стеклоделия (материалов для приготовления стеклянной массы).

Мастерам и их семьям грозила тюрьма, и даже смерть за попытки покинуть Венецию. В отношении стекольщиков проводилась политика кнута и пряника. Им щедро раздавались награды, приписывали к привилегированным слоям общества. Мастер-стеклодел имел право выдать свою дочь замуж за самого богатого и родовитого венецианского вельможу, и такой брак считался равным. Но такие милости радовали далеко не каждого. Мастера убегали и основывали свои цеха.
Сначала все мастерские находились на территории Венеции. Но в 1291 году Большой Совет постановил вынести стеклоплавильные горны за черту города: "per motivi da sanita", как значилось в декрете, а скорее всего из - за высокой пожарной опасности. И действительно, в последнем десятилетии XIII века все стеклянные заводы "прописались" на маленьком острове Мурано, в двух километрах к северо - востоку от Венеции. С тех пор венецианское стеклоделие неразрывно связано с этим обособленным участком суши, а стекло носит наименованиемуранского.

Остров Мурано входил в состав Венецианской республики, но теперь стал как бы государством в государстве, особой республикой стеклодувов. Эта «стекольная республика» имела свой собственный свод законов, чеканила свою монету, управлялась своим Верховным советом и даже имела своего посла в Венеции. Производству стекла руководством Венеции был придан статус государственной монополии, а ремесленникам были дарованы права полноценных граждан Венеции, каковыми прочие островитяне не являлись.

В XV веке муранское стекло чрезвычайно высоко ценилось во всей Европе. Венецианские дожи подносили его в качестве драгоценных подарков важным персонам, посещавшим город. Современников поражало, что из стекла — малоценного, в сущности, материала — муранским мастерам удается создавать настоящие произведения искусства.
В ХVIII самым ходовым товаром были люстры, богато украшенные гроздьями, цветами и листьями, – незаменимая и необходимая принадлежность убранства времен Людовика XV.

Трагическая страница истории Мурано – оккупация острова в 1797 году французскими революционными войсками и уничтожение в 1806-м всех цехов и корпораций во имя свободы, равенства и братства.

Своим возрождением в середине XIX века венецианская стеклянная промышленность обязана адвокату из Виченцы Антонио Сальвиати – горячему патриоту и великому дельцу. При финансовой поддержке двух англичан, больших поклонников венецианской старины, Сальвиати основал завод в Мурано и возобновил производство великолепных стеклянных изделий, "подражавших" великим образцам прошлого. Это было возвращение к былой славе.

Еще через сто лет слава венецианского стекла стала поистине мировой. XX век открыл для муранского стекла новые возможности – многие выдающиеся художники, такие как Тулуз-Лотрек, Боннар, Пабло Пикассо, Ханс Арп, Жорж Брака, Марк Шагал обращаются к муранским мастерам с просьбами о совместной работе. Благодаря такому сотрудничеству Мурано превращается в один из знаменитых центров современного искусства.

В мире немало коллекционеров, регулярно пополняющих свои собрания, в том числе на представительных европейских аукционах. Вещи с авторским клеймом Мурано не то что не выходят из моды, но только прибавляют с годами в цене. Ряд обстоятельств делает их вожделенными для знатоков изящного, ведь эти предметы из тех, что неизменно создают атмосферу праздника.

Безграничные пластические, цветовые, технологические и фактурные возможности муранского стекла , помноженные на традиции династий, а некоторым из них, таким как например SEGUSO, BARBINI, MORETTI, исполнилось по 600 - 700 лет, некая "генная память", дающая новым поколениям мастеров чувство вкуса и желание творить, и конечно секреты мастерства - а они действительно есть и сегодня - делаютмуранское стекло несравнимым ни с однимстекломмира. Порой кажется, что фантазия муранских мастеров неисчерпаема, а их мастерству подвластна любая, самая смелая авторская идея. Муранское стеклоэто предмет искусства, предмет философский, сродни картине или музыке. В каждом таком произведении заключены не только талант и мастерство мастера, но и высокая идея, философия, стиль.

Настоящее стекло Мурано — это только ручная работа. Стоимость его достаточно велика, но она оправдана высоким классом мастерства, трудоемкостью стеклодува. Все изделия изготавливаются методом выдувания; эта технология применима только к стеклу, и более ни к какому материалу.

Мастер вооружается железной трубкой, на треть покрытой деревом (чтобы не обжигать руки) и снабженной на одном конце мундштуком, а на другой — грушевидным утолщением для набирания стекла. Ее конец, нагретый на огне, окунается в расплавленную стеклянную массу, которая легко пристает к трубке, образуя горячий ком. Быстро вынув трубку из печи, мастер сразу же начинает дуть в нее с противоположного конца. В стеклянном кубе образуется полое пространство, увеличивающееся по мере того, как в него вдувается воздух. При этом мастер держит всю массу на весу, каким бы тяжелым не было будущее изделие, и одновременно формирует его при помощи инструментов.

Таким способом изготавливаются и мелкая стеклянная посуда, и большие зеркальные стекла. За две тысячи лет железная трубка стеклодела не претерпела никаких изменений и не подверглась усовершенствованиям.

Как утверждают знатоки ремесла, стекло — самый сложный в обработке материал. Формировать его можно только в расплавленном виде, и когда оно застывает, уже нельзя ничего существенно переделать. После формовки оно должно два дня остывать. Стеклодувы относятся к стеклу почти как к живому существу — настолько оно капризно, требует к себе внимательного отношения и знания, которое приходит лишь с опытом.

Так, окрашивание стекла достигается за счет введения в стекольную массу окисей цветных металлов, которые под влиянием высоких температур в печи меняют свой цвет. Окись железа окрашивает стеклянную массу в зеленый цвет, окись меди дает зеленый или красный тон, окись олова — молочный белый, примесь золота — рубиновый, кобальт — синий.

Никаких красок муранские стеклоделы не используют. Золотые и серебряные тона достигаются введением золотой и серебряной фольги. В муранское стекло не вводится добавок, как в хрусталь, оно всегда остается именно стеклом. Однако внешне материал доведен до уровня хрусталя — настолько он однороден, чист и прозрачен.
Безграничные пластические, цветовые, технологические и фактурные возможности стекла позволяют дизайнеру с блеском реализовать самые смелые идеи. В этой области искусства существует множество интересных техник. До сих пор изготовление муранских шедевров осуществляется все теми же старинными способами, вручную от начала до конца. Возможно, потому так притягательны творения муранских мастеров, что в каждом предмете ощущается след их кропотливого труда, а в каждом пузырьке — воздух эпохи.


MURANO:
MURANO: